6 марта 1913 года в семье простого фабричного рабочего Ивана Покрышкина в провинциальном русском городе Новониколаевск родился мальчик, которого назвали Александром. Александр Иванович с детства стремился к знаниям. Не смотря на плохой достаток в семье, мальчик постоянно читал.  Советская власть укрепляла свои позиции, с ней пришли в маленькие города  заводы-гиганты, обязательное среднее образование, открывались клубы, электричество, а с ним и кино вступали в свои права. Как и многие мальчишки того времени, Александр Иванович грезил авиации с малого возраста, поэтому не было ничего удивительного, что он вступает в авиаклуб, оканчивая при этом ФЗУ. Там молодой человек вступает в комсомол и понимает всю суть новой власти и новой жизни. Поэтому, после окончания училища Александр Покрышкин идёт в армию, где его направляют в лётное училище. Казалось бы вот оно! Сбылась мечта! Однако, училище перепрофилируют, и мечта о небе остаётся мечтой. Покрышкин оканчивает училище по специальности авиатехника.  Но он не унимался,  писал, требовал и просил, чтобы перевели в другое училище, дали летать, но начальство было непреклонно. Так бы и не быть Александру Покрышкину истребителем, если бы не один случай. Отдыхая в санатории Александр Иванович случайно познакомился с уже прославленным в боях в небе Китая лётчиком Степаном Супруном, который уже тогда был Героем Советского Союза.  Дело в том, что СССР помогал китайцам в войне против Японии, одним из военных советников и авиационных командиров и был Степан Супрун.  Увидев молодого человека, который усердно занимается физкультурой, в частности выходит в открытое море на лодке для занятия греблей, Степан Павлович был глубоко удивлён, узнав, что молодой человек никак не лётчик, а авиатехник. Именно Супрун сыграл решающую роль в жизни будущего маршала Советского Союза – зимой 1938 года в тайне от начальства Александр Покрышкин оканчивает краткий курс гражданского пилота и подаёт документы в Качинскую авиашколу, куда и советовал ему Степан Супрун. Покрышкин снова попал в любимую стихию – он снова учился и учился хорошо. С отличием окончив Качинскую авиашколу младший лейтенант Покрышкин был направлен в 55 истребительный полк – на границу, в Молдавию.  Полк спешно переучивался на новые машины – МИГ-3. Машина была новая и переспективная. Самолёт изначально проектировался, как высотный перехватчик, обладал вооружением в 3 пулемёта, но при этом был подвижный, манёвренный и очень мощный. Двигатель на самолёт ставили АМ-38, такой же получит и легендарный штурмовик ИЛ-2.

Великую Отечественную Войну Александр Иванович встретил 22 июня 1941 года на аэродроме в городе Бельцы.  Начиналась боевая работа полка, сложная и трагическая на первых своих этапах. В первом бою погиб лейтенант Овчинников и другие храбрые лётчики, однако, немцам не удалось разгромить 55 истребительный, советские лётчики очень быстро заставили себя уважать. А у Покрышкина не задалось, в первом же бою он сбил своего-бомбардировщик СУ-2:

«В это время с КП раздался телефонный звонок: быть  в  готовности  номер

один. Обрадовались, быстро забрались в кабины. Проходят минуты -  ракеты  на

вылет нет. Прибежал телефонист и сообщил, что в направлении нашего аэродрома

летят три девятки вражеских бомбардировщиков. Всем быть готовым к  отражению

налета. Распоряжение передано с КП. «…»  Увидел  вдали  группу бомбардировщиков.

С первого контакта запустил мотор и  вырулил  со  стоянки. Заработали двигатели на других самолетах. Зная, что  взлет  производится  по команде с СКП с разных направлений, решаю подняться в воздух раньше всех. Но почему нет ракет на вылет по тревоге? Мучительные секунды  и  вдруг  над  КП взвились три красных огонька. Тут же взлетел и ринулся  к  бомбардировщикам. Вот они уже невдалеке. Самолеты выкрашены в черно-зеленые  и  желтые  пятна. Конструкция совершенно незнакомая. Чуть довернул к бомбардировщикам и низкое

вечернее солнце ослепило меня. Оно не дало мне рассмотреть более внимательно

за эти короткие секунды сближения тип машин.  Решаю,  что  противник  сейчас

будет бомбить аэродром. Бросаю свой самолет  в  крутой  разворот.  Захожу  в

хвост левому крайнему и метров с пятидесяти открываю огонь.  Но  успел  дать

лишь короткую очередь, как мой самолет от струи атакованного самопроизвольно

делает бочку.  Бомбардировщик,  разворачиваясь  влево,  пошел  вниз.  “Этому

достаточно”, – подумал я. Развернул свой самолет  на  правый  фланг  группы.

Делаю горку для атаки сверху… И тут оцепенел: на крыльях звезды…

Что я наделал! Атаковал своего. Лечу рядом с группой и не соображу, что

делать дальше. Увидев, как  устремились  на  группу  позже  меня  взлетевшие

“миги”, бросаю самолет наперерез. Покачиваю крыльями, подставляю себя под их

прицелы, не даю никому стрелять.

Вскоре наши летчики разобрались в обстановке и ушли на  аэродром.»

А вот другим свидетелем был тоже будущий маршал Советского Союза – Иван Иванович Пстыго, лётчик Штурмовик, летавший всю Войну на легендарном ИЛ-2.

«Было и такое: идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надёжнее. Вдруг происходит невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошёл в сторону…

Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.

Пересказал снова.

«Это был я», — смущённо и расстроенно заявил он.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…»

 

Спасло молодого лейтенанта только то, что это был первый день Войны, да и не один Покрышкин был виноват, команду на взлёт отдавал ведь не он. Первая неудача не сломала лётчикана следующий день  он сбивает свой первый самолёт, а затем ещё и ещё. При этом и сам был сбит, пробирался к своим по оккупированной Молдавии.  Год Покрышкин окончил ударно – получил Орден Ленина.  Советская разведка потеряла танковую группу Клейста, погода стояла нелётная, две машины разбились, а лететь надо. Тогда и вызвался Покрышкин, взлетел, долго искал, но нашёл, был обстрелян зенитками, самолёт был повреждён, но не только дотянул, но и сел и передал важные данные в штаб маршала Тимошенко.  Александр Иванович Покрышкин  за всю Войну сбил 65 самолётов противника официально, хотя он сам не раз говорил, что ещё как минимум 15 ему были не зачтены из-за того, что документы были уничтожены во время прорыва из окружения. Из-за конфликта с командиром полка Исаевым, на Покрышкина даже завели дело, не говоря уж о том, что принижали количество сбитых. Боевые товарищи и сам Покрышкин утверждали, что количество сбитых Александром Ивановичем перевалило за 100. Однако из-за специфической системы зачёта сбитых не все машины попадали в персональную графу лётчика. Сам Покрышкин никогда не гнался за статистикой, он любил повторять, что даже не засчитанный сбитый самолёт противника приближает победу. Характерным было и его распределение сбитых в группе – Покрышкин всегда делил сбитые группой самолёты поровну. Во время отступление к кавказским хребтам, в районе Кропотика, его группа из 5 самолётов столкнулась с большой группой противника, не потеряв ни одной машины, наши  лётчики сбили 5, повредили несколько самолётов противника, а остальных обратили в бегство, не потеряв ни одного своего самолёта. При приземлении Александр Иванович рассудил так: «Нас было 5 и сбили мы 5, т.е. каждый по одному», хотя участники тех событий единогласно приписывали все пять на счёт Покрышкина.

Александр Иванович воевал на МИГ-3 в 41, на ЯК-1 в 42, а к началу 1943 года 16 гвардейский истребительный авиаполк пересел на P-39N Авиакобру. Авиакобра была любимым лендлизовским самолётом пилотов Красной Армии. 9 апреля Покрышкин сбил 7 самолётов, но подтверждение (упали на своей территории) пришло только на двоих, хотя оставшихся 5 немцы в этот день тоже списали. Активное участие Покрышкин со своим авиаполком принимал в воздушной битве за Кубань, где советская авиация наглядно продемонстрировала своё превосходство в воздухе. Не помогли немцам ни их хвалёные асы с явно завышенными в разы счетами сбитых, ни новые Фокке Вульфы, ни моральное превосходство. (Лето немцы считали своим временем года, считалось, что русские летом наступать не умеют и воюют плохо).  Весь 1943 год стал годом громких и убедительных побед. Советская армия и советская авиация в частности научились бить немцев и гнали их на запад. Счёт сбитых Покрышкина и других лётчиков стал стремительно идти вверх. Так в бою под Ольховаткой лётчик Горобец сбил 7 вражеских самолётов в одном бою, но при отходе на свой аэродром был сбит парой немецких стервятников. Немецкие асы умели воевать только при численном превосходстве, частенько пасовали перед мощным прикрытием советских штурмовиков. Они не вступали в бой, чтобы остановить противника любой ценой – они выбирали удобное время и позицию – многие из них нашли могилу на русской земле в 1943 году.

В феврале 1944 года Александра Покрышкина повышают в звании и фактически отстраняют от полётов. Покрышкин стал символом и знаменем Советского Союза, живой легендой, а легенда не должна была погибнуть.  В июне 1944 года Александр Покрышкин становится полковником и командиром 9 Гвардейской Авиационной дивизии, которая дошла до Берлина.  19 августа 1944 года Александр Иванович Покрышкин становится первым в СССР трижды Героем Советского Союза, помимо него, столько же высоко Родина оценила во время войны ещё двоих : маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и лётчика-истребителя Ивана Никитовича Кожедуба. В одном полку с Покрышкиным бок о бок сражались и другие знаменитые лётчики: Иван Бабак, Григорий Речкалов, Георгий Голубев, Николай Искрин и другие. Многие из них закончили войну дважды героями Советского Союза.  На Параде Победы 1945 года Александр Иванович Покрышкин был удостоен звания знаменосца – именно он несёт штандарт с надписью «Первый Украинский фронт», именно его так тщательно вылавливает камера среди других участников парада.  Александр Иванович Покрышкин прожил долгую и славную жизнь. Он был примером беспримерного героизма, мужества и честности. Ему пытались ставить палки в колёса, из-за этого генералом он стал только в 1953 году, однако, все те, кто завидовали и пытались принизить его славу, нынче забыты, а Александр Иванович Покрышкин вечно останется в памяти благодарных потомков, не просто героем, но и человеком, который всю жизнь говорил только правду и боролся за неё и за свою Родину, за нашу Родину, за Советский Союз, за то, что мы сейчас живы – низкий Вам поклон Александр Иванович, спите вечным сном, Ваша жизнь всегда будет примером для любого гражданина нашей страны! Спасибо Вам за всё!