Немаловажную роль в боевых действиях Великой Отечественной играли машины. Мобильность позволяла своевременно доставлять грузы на передовую, перевозить на большие расстояния солдат и артиллерию, поддерживать пехоту в наступательных операциях.
В данном обзоре я расскажу о моделях автобронетехники, участвовавших в боях в период военных действий 1941-1944 г. Их масштабные миниатюры выпущены компанией “Звезда“, имеют в комплекте специальные карточки системы Art of Tactic, позволяющие использовать данные подразделения в базовой игре “Великая Отечественная”.
Автопарк Красной Армии.
Советский грузовик ЗИС-5
Дополнительный набор (6124)
В октябре 1933 г. начался серийный выпуск модифицированных грузовиков AMO-3 под обозначением ЗиС-5 (Завод имени Сталина). Примечательно, что это был первый автомобиль советского производства, который в 1934 г. был отправлен на экспорт в Турцию. Простой в эксплуатации, лёгкий, оснащённый неприхотливым двигателем мощностью 73 л.с., ЗиС-5 мог без труда перевозить 4-5 тонн груза при максимальной паспортной нагрузке в 3 тонны.
Во время войны базовая версия была модернизирована в ЗиС-5В (“В” – военный) и получила у водителей прозвище “Захар” за свою неприхотливость и надёжность – двигатель мог работать практически на любом типе бензина и масла, стартовал в лютый холод, а бездорожье облегчённая в целях экономии металла машина преодолевала без усилий. Модель выпускалась вплоть до 1958 г., и верой и правдой служила как военным, так и гражданскому населению.
Два литника и две карточки, одна из которых служит для обозначения склада, а вторая – отражает характеристики подразделения. Процесс сборки потребует аккуратности и терпения: соединяйте детали друг с другом только после того, как убедитесь, что это именно их место. Разобрать модель на части для исправления ошибок будет затруднительно. Особо отмечу конструкцию капота, которую необходимо буквально переламывать в местах сгибов.
Аналогичная модель входит в состав базовой игры, в кузов можно погрузить боеприпасы, пехоту, прицепить орудие и быстро перевезти груз на большое расстояние.
Верхний тент съёмный, миниатюра выполнена на основании внешнего вида модели довоенного периода; во время войны для экономии металла двери заменяли брезентом, а крылья делали прямоугольными из фанеры.
Советская реактивная установка БМ-13 «Катюша»
Дополнительный набор (6128)
Реактивная система залпового огня БМ-13-16 была собрана на базе ЗиС-5 и вела огонь реактивными осколочно-фугасными снарядами M-13, разработанными на базе ракет PC – 132 воздух-земля. Первый боевой залп установка произвела 14 июля 1941 г. и стёрла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися там немецкими эшелонами, войсками и техникой. Поражая цель на расстоянии до 8 км, снаряд при попадании образовывал 8-метровую воронку глубиной в 1.5 метра и температурой в эпицентре 1500 градусов – выжить даже рядом с зоной поражения было невозможно.
Конструкция установки и тип снарядов хранились в тайне: автомобили были оснащены системой самоликвидации, и, в случае риска быть захваченными противником, немедленно уничтожались вместе с боекомплектом. Секретность была столь высока, что при ведении огня было запрещено отдавать приказы “огонь”, “залп” и т.д. Вместо этого использовались термины “пой” и “играй”. Среди солдат установка получила прозвище “Катюша”, и именно под этим названием известна большинству людей.
Два литника и карточка подразделения; при сборке реактивной установки используются очень хрупкие и тонкие элементы, шасси и капот знакомы нам по предыдущей модели. Определённую сложность представляет процесс размещения направляющих для ракет.
Очень интересная карточка свойств подразделения: большое количество приказов и оригинальная таблица огневой мощи, которая существенно зависит от расстояния до цели. Защита минимальна, что логично – это оружие дальнего боя.
Существует несколько версий происхождения названия “Катюша”. Одна из них кажется мне более правдоподобной: на полигоне, при испытании реактивных снарядов БМ-13, инженеры называли их “Костиковские автоматические термические”, сокращенно – “КАТ” (по фамилии разработчика – А.Г. Костикова). Аббревиатура “КАТ” прижилась и у фронтовиков, постепенно превратившись в “КАТюшу” под влиянием одноимённой песни, так любимой на фронте.
Автопарк Вермахта.
Немецкий грузовик «Опель-Блиц»
Дополнительный набор (6126)
Первый грузовик OpelBlitz 3,6-36S был выпущен в 1937 г., оснащен 3,6-литровым двигателем мощностью 75 л.с. и имел грузоподъёмность 3 тонны. Машина имела значительную грузоподъёмность при малом собственном весе, высокую надёжность и хорошую проходимость. Всё это способствовало тому, что OpelBlitz широко применялся Вермахтом на протяжении боевых действий 1941-1945 г. и являлся основным транспортным средством. Выпуск был остановлен только после того, как английская авиация уничтожила завод в августе 1944 г.
Примечательно, что именно данная модель серьёзно повлияла на современный вид эмблемы “Опель”: от слова “Blitz” остался только центральный символ “Z”, а овал принял форму круга. Именно такой знак, начиная с 1987 г. мы видим на капотах автомобилей компании “Opel”.
Литник, карточка подразделения и карточка склада. Собирать модель достаточно легко – кабина складывается из нескольких частей и не требует никаких волнующих изгибов пластиковых элементов.
Данная модель входит в состав базовой игры и, аналогично грузовику ЗиС-5, предназначена для снабжения боеприпасами подразделения и транспортировки артиллерии к новым местам дислокации.
Съёмный тент и высокая детализация – миниатюра смотрится очень аккуратно и выгодно выделяется на фоне ЗиС-5 своим внешним видом.
Немецкий бронетранспортер «Ханомаг»
Дополнительный набор (6127)
Вермахт первым в мире принял на вооружение бронетранспортёры и успешно использовал их на протяжении всей Великой Отечественной. Модификация SD KFZ 251 “В”, обычно называемая “Ханомаг”, оснащённая 100-сильным двигателем Майбах, поступила в войска в 1939 г. и была предназначена для перевозки пехоты и тяжёлого вооружения. Имея повышенную проходимость и маневренность, защищённый бронеплитами толщиной 8-15 мм, вооружённый пулемётом MG 34 калибра 7.92 мм, “Ханомаг” с успехом применялся немецким командованием на всех фронтах.
Примечательно, что передние колёса не имели привода и были предназначены только для управления машиной. После капитуляции Германии, в Чехословакии был принят на вооружение бронетранспортер OT 810 (Оbraneny Transporter) – старший брат Sd Kfz 251, практически полностью скопировавший свой прототип без существенных изменений.
Литник и карточка подразделения; сборка данной миниатюры преподнесёт вам сюрприз – схема предписывает совместить элементы корпуса друг поверх друга. Когда вы это сделаете, то… ничего не получите, так как одну из 4-х деталей необходимо хитрым образом просунуть внутрь другой. Поэтому не торопитесь всё скреплять – сверьтесь с изображением бронетранспортёра на коробке и только после этого сдавливайте пластик.
Защита очень низкая, атаковать танковые подразделения, имея лишь пулемёт, невозможно. Зато высокая эффективность поражения пеших подразделений, особенно на близком расстоянии.
Очень красивая и детализированная модель, занимающая практически весь гекс местности. Добавлю, что модификация “А”, выпускаемая до 1939 г., была укомплектована вторым пулемётом, который располагался на заднем борту.
Немецкий мотоцикл R-12
Дополнительный набор (6142)
Тяжёлый мотоцикл BMW R-12 был создан в 1932 г. Надёжная и лёгкая в управлении, данная модель была самой массовой в немецкой армии во время начала военных действий и использовалась для перевозки раненых, оперативной доставки боеприпасов на передовую и в разведывательных операциях. Модель с коляской оснащалась пулемётом и использовалась в качестве боевого автотранспорта.
До начала войны BMW R-12 выпускался в двух модификациях: гражданской и военной. В 1937 году спортивная версия R-12 разогналась до 280 км/ч., установив тем самым рекорд скорости, который продержался 14 лет.
Литник с множеством мелких деталей и карточка подразделения. Модель потребует от вас терпения и предельной аккуратности при сборке. Фигурки солдат буквально сидят на мотоцикле, придавая реалистичность композиции, детализация которой просто поражает.
На карточке мотоцикл обозначен грузовиком в графах численности и номера подразделения. Учитывая, что основной значок соответствует транспортному средству, подобное решение вызывает недоумение. Высокая эффективность при уничтожении пехоты на близких подступах и низкая собственная защита.
Очень красивая миниатюра – детализация великолепная, всё продумано, а модель практически лишена гладких литых поверхностей. Сам мотоцикл занимает мало места, в отличие от его основания.
Без машин трудно представить себе любую боевую операцию, подразумевающую передвижение пеших подразделений на большие расстояния. При помощи автомобилей и мотоциклов мобильные группы могут совершать разведывательные вылазки и наносить врагу быстрые точечные удары, а грузовики восполнят боезапас подразделений вдали от склада. Все они необходимые и важные боевые единицы в игре “Великая Отечественная”.