21 июня 1941 года в 13.00, согласно приказа Начальника Генштаба Сухопутных войск Германии генерала Гальдера, подразделения Вермахта получили условный сигнал “Дортмунд”, означавший, что наступление по плану Барбаросса, как и планировалось ранее, начнётся 22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут. Военная машина, которая впоследствии унесла миллионы человеческих жизней, была запущена…
На советские приграничные заставы обрушился шквал артиллерийского огня, а самолёты нанесли массированные бомбовые удары по стратегическим объектам. Имея подавляющее превосходство на всех направлениях главных ударов, немецкие войска менее, чем за месяц, продвинулись вглубь советской территории на расстояние до 600 км. Неся колоссальные потери, терпя поражения и неудачи, Красная Армия была вынуждена постепенно отступать вглубь страны. Бои шли за каждый клочок земли…
Коробка нестандартного размера от компании “Звезда” оформлена очень стильно: картина боя на крышке, зелёная цветовая гамма, фотографии собранных моделей, которыми предстоит управлять игрокам. При этом качество картона и полиграфии на самом высоком уровне. Давайте откроем коробку и посмотрим, с чем нам предстоит иметь дело.
Обратите внимание – коробка очень глубокая и компоненты занимают в ней практически всё место. Игровые поля и листы с жетонами местности, правила игры и книга сценариев, памятки игрокам, пакеты с пластмассовыми деталями для сбора моделей и элементами игры, карточки подразделений, специальные шестигранники возвышенностей, фломастеры – комплектация действительно богатая. К сожалению, собрав масштабные модели, вы столкнётесь с проблемой их хранения, так как соответствующего органайзера, к сожалению, не предусмотрено.
Шесть двусторонних прямоугольных сегментов игрового поля, поделённых на пронумерованные шестигранники, на каждый из которых нанесён свой тип местности. Поле составляется из данных частей в соответствии с картинками из книги сценариев.
Населённые пункты, элементы местности, инженерные сооружения: 30 двусторонних тайлов предназначены для размещения на поле и изменения базового ландшафта. В центре гекса сделана прорезь, которая совпадает с выпуклостью на пластиковом элементе – очень грамотное решение, предотвращающее смещение картонки относительно основания.
14 специальных круглых подставок с отверстиями, в которые можно установить 8 пластиковых фишек дыма, 2 – огня и 12 маркеров пожара. 6 элементов высот используются для создания реалистичного ландшафта возвышенностей на игровом поле. Как я упомянул выше, на этих пластиковых шестигранниках располагаются картонные тайлы местности.
Приказы в игре необходимо записывать на карточки, и для этого можете использовать один из двух маркеров, которыми издатель укомплектовал игру. Пометки удобно стирать ватными дисками: два из них есть в комплекте, а остальные можете приобрести в любом магазине. Также отдельно приложены четыре флажка подразделений и наклейки для авиации.
И, конечно же, не обошлось без кубиков – 10 маленьких аккуратных шестигранников будут влиять на ход событий, внося элемент неожиданности, без которого на войне никуда…
Карточки отрядов, счётчик ходов, карточки групп, минные поля, склады, удары авиации: всего 29 игровых карт, покрытых специальным слоем. На них игроки и будут одновременно делать соответствующие пометки по системе Art of Tactic, разработанной Константином Кривенко. Для поддержки игроков существуетофициальный русскоязычный ресурс, на котором размещены дополнительные сценарии и актуальные на данный момент правила со всеми поправками. Рекомендую его посетить.
Карточки подразделений двусторонние: на лицевой стороне указаны характеристики отряда, а на оборотной – символы приказов, которые можно отдать данному подразделению. Каждый игрок получает памятку, в которой подробно объяснены все значки и приведены примеры отдачи различных приказов.
Специальные карты предназначены для обозначения минных полей с указанием типа мин; организации групп, в которые может входить несколько подразделений различного типа; обозначения складов – в них ваши войска могут привозить и получать боекомплекты; маркер ходов необходим для контроля за раундами игры, указанными в сценарии.
Самое интересное в коробке – это высококачественные пластиковые миниатюры, которые так высоко ценятся среди моделистов. Перед игрой необходимо запастись кусачками, шкуркой, надфилем и… терпением. Оно вам понадобится, так как некоторые модели содержат детали, размер которых меньше 3 миллиметров. Несмотря на заверения производителя о том, что клей вам не понадобится, советую купить один тюбик “СуперМомента”.
Рекомендую начать с грузовиков, танков и авиации, а затем перейти к сборке пехоты и артиллерии. Аккуратно отделите детали от основы, обработайте их надфилем или шкуркой, аккуратно соедините и…
… вы получите великолепные миниатюры с высокой детализацией. Про тонкости сборки некоторых моделей я расскажу в своих следующих статьях, отмечу лишь, что над зенитным орудием из базовой игры вам придётся изрядно потрудиться.
После нескольких часов работы под ваше командование попадут указанные ниже подразделения.
Силы Вермахта.
Миномётный расчёт, три подразделения пехоты, сапёры, пулемётный расчёт и штаб. Многие фигурки придётся собирать буквально по частям, присоединяя к телам руки и ноги.
Лёгкий PZ II и средний PZ III танки, грузовик OpelBlitz и пикирующий бомбардировщик Ju-87 “Stuka” выступят на стороне командующего Немецкими войсками.
Силы Красной Армии.
Пулемётный расчёт, три отряда пехоты, миномётный расчёт и штаб. Чтобы отличить силы Вермахта от Советских подразделений, издатель выполнил фигурки противоборствующих сторон в двух цветах: Немецкие войска исполнены в серой гамме, а Красная Армия – в зелёной.
Легендарная 45-мм противотанковая пушка, прозванная среди бойцов “сорокопяткой” и 37-мм зенитное орудие 61-К позволят сдерживать натиск противника на дальних подступах и противостоять авианалётам.
Средний танк Т-34/76 (обр. 1940 года) и армейский 3-х тонный грузовик поступят на вооружение командующего Красной Армии. Хочу отметить, что при сборке грузовика вам необходимо будет согнуть капот определённым образом. Не бойтесь и аккуратно гните – если сделаете всё правильно, ничего не сломается.
Инженерные укрепления: колючая проволока, бункер, противотанковые заграждения, понтонный мост. Всё выполнено в коричневой гамме и может быть использовано обеими сторонами по обстоятельствам, а также согласно условиям, изложенным в сценарии.
В неравный бой!
Хочу отметить, что система Art of Tactic подразумевает огромное количество приказов (в памятке их около 40), а каждый приказ влечёт за собой определённые расчёты и необходимые к выполнению действия. Поэтому я лишь кратко расскажу про основные принципы и рассмотрю несколько основных приказов – всё остальное вы сможете прочесть в правилах игры.
Выберите сценарий либо совместно с противником (игра рассчитана строго на двух игроков) разработайте свой, совместите прямоугольники поля в соответствии со схемой и внесите коррективы в местность, расположив специальные гексы в секторах поля. Неподалёку разместите кубики, маркеры и специальные карты.
В базовых сценариях существуют условия, предписывающие игрокам самим набирать подразделения, которые впоследствии разместятся в заданных гексах поля. Стоимость каждого отряда указана в левом верхнем углу карточки: суммируя эти числа, вы получаете итоговую стоимость, которая не должна превышать число из таблицы. Например: подразделение 2 имеет ограничение в 50 очков. Взяв средний танк и инженерный взвод, вы получаете 50 очков – больше никого набрать нельзя.
Каждая модель на поле имеет свой флажок, на котором маркером игрок указывает индивидуальный порядковый номер подразделения. Аналогичное число необходимо внести в карту отряда для того, чтобы различать одинаковые типы подразделений во время отдачи приказов. На карточке для этого выделен специальный квадрат в правом верхнем углу.
Расположив отряды на начальные позиции, кратко рассмотрим основные принципы влияния местности на характеристики отрядов. Начнём с холмов, которые имеют различную высоту, и, соответственно, три типа склонов: пологий (на 1 уровень выше), по которому любым подразделениям можно передвигаться только на 1 гекс в течение хода; крутой (на 2 уровня выше) – по нему может взобраться только пехота; отвесный (на 3 уровня выше) – тут понадобится навык альпинизма, который указан в карточке отряда.
Местность даёт дополнительную защиту подразделениям, влияет на скорость их передвижения, увеличивает или ограничивает зону видимости отрядов.
Например: редколесье, разделяющее немецкий грузовик и пехоту русских, не позволяет отрядам видеть и стрелять друг в друга. При этом подразделения пехоты двух противоборствующих сторон могут вступить в бой. Различные заграждения в виде колючей проволоки и противотанковых ежей также вносят существенные коррективы в игровой процесс.
Отряды имеют ограниченный боезапас, указанный в карточке. Его можно пополнить на специальном складе, месторасположение которого на местности никакой фигуркой не обозначается, а лишь указывается в специальной карточке. В нашем примере склад находится в гексе 149. При помощи грузовиков можно забирать на складах боеприпасы и отвозить их на передовую, снабжая отряды. Либо подразделение само может подойти к складу и восстановить свой боекомплект. Все пометки делаются маркером на соответствующих карточках.
Каждый отряд имеет свою индивидуальную карточку. На одной стороне указаны все характеристики отряда, его состояние, численность, дальность стрельбы и боекомплект.
Символ отряда необходим для корректировки числа бросаемых кубиков согласно таблице огневой мощи (столбики цифр справа), а также указывает на численность подразделения. В случае успешного попадания один значок перечёркивается, и так – до полного уничтожения отряда. Уровень защиты может быть скорректирован в зависимости от типа местности и складывается из базового показателя (указан в карточке) и свойства гекса, на котором находится подразделение в текущий момент.
Цепочка гексов в правом верхнем углу указывает на дальность стрельбы и на максимальное число на грани кубика, которое будет считаться попаданием. В нашем случае отряд пехоты может стрелять на три гекса, при этом в ближайших двух должен выбросить значения не больше “2″, а на самом дальнем – только “1″.
Колонки цифр таблицы огневой мощи обозначают число кубиков, которое бросает данное подразделение против каждого типа отрядов оппонента: чем меньше численность отряда, тем меньше кубиков он бросает. Например: при полной численности и атаке пехоты противника, необходимо бросить 9 кубиков. В случае, если отряд понёс потери и его численность сократилась до трёх единиц, игрок будет бросать только 5 шестигранников в аналогичной ситуации.
На обороте карточки указаны приказы, которые можно отдать данному подразделению. В системе Art of Tactic приказы отдаются одновременно игроками, а потом отрабатываются также одновременно, но в очерёдности, указанной в правилах. Как видно на фотографии, в памятке указаны все типы приказов и подробно объяснены их задачи.
Итак, вначале, тайно, игроки отдают приказы всем своим подразделениям, а затем карты вскрываются и события начинают происходить на поле.
Вначале отрабатываются приказы обороны, затем ведётся огонь на подавление, следом – обычные перестрелки. После этого в бой вступает авиация, отряды снимаются с поля и уходят в засаду, выполняются специальные приказы, а затем отряды передвигаются. Всё это отмечается в карточках подразделений при помощи маркера.
Рассмотрим стандартный приказ ведения боя. Расчёт противотанковой пушки открывает огонь по танку. Игрок делает отметку о назначении приказа и указывает номер атакуемого подразделения. Находясь в городе, подразделение имеет дополнительную защиту, при этом атакуемый противник ничем не защищён.
Согласно таблице, бросаем 5 кубиков – поражение засчитывается только в случае выпадения числа не больше “двух”. Два из трёх попаданий поглощает броня танка, но один снаряд достигает цели, уничтожая один из трёх танков.
После каждого поражения необходимо проходить тест на стойкость, его условия указаны под значками подразделения. В случае успешного прохождения ничего не происходит, а вот при неудаче подразделение теряет боевой дух до следующей проверки и может только обороняться. Отмечу, что вначале оба оппонента производят все выстрелы и лишь потом корректируют карточки своих отрядов.
Возможности, заложенные в игровую систему, просто поражают: вы можете погрузить пехоту в грузовик и перевезти её в другое место, спрятаться в засаде, сжечь здание, прорубить просеку в лесу, уничтожить оборонительные укрепления и даже заминировать местность! Всего в обзоре не рассказать…
После каждого раунда игроки делают пометку в специальной карточке – по достижении указанного в сценарии количества раундов, игра заканчивается, и производится итоговый подсчёт очков. Завоёванные гексы местности, указанные в условиях, приносят победные очки, которые суммируются в конце игры и по результатам определяется победитель.
Вернувшись с передовой.
К сожалению, рассказать подробно про все возможные приказы, свойства подразделений и нюансы во время боя в обзоре нет никакой возможности – получится многотомное произведение. Поэтому, уважаемые читатели, простите меня за некоторую краткость повествования и скудность информации – всё очень подробно изложено в правилах, а моя задача лишь проинформировать вас об этой интересной и красивой игре.
За счёт многообразия приказов игра потребует от вас внимательного изучения правил; сыграйте несколько простых пробных партий на уменьшенном поле, получите опыт в непродолжительных локальных боях и лишь потом переходите к полномасштабным операциям из сценариев. Это, на мой взгляд, первая игра, которая столь детально позволяет симулировать боевые действия; здесь многое зависит от тактических решений и верно выбранных подразделений при начальном наборе отрядов.
Система отдачи приказов посредством записей вначале немножко смущает, но буквально к концу первой партии начинаешь понимать, что другого способа их отдачи просто не существует – слишком много возможностей, и реализовать их посредством жетонов или фишек практически невозможно.
Взрослым рекомендую вначале самим разобраться в правилах и лишь потом садиться за игровой стол с детьми – игра достаточно сложная и рекомендовать её к самостоятельному освоению ребёнку я бы не стал. В данном случае необходима помощь более опытного игрока, способного освоить и изложить в доступной форме на примерах игровую систему. Тем не менее, в случае контроля со стороны родителей, ваш маленький полководец после нескольких партий сможет управлять своими войсками – не так всё сложно, как может показаться на первый взгляд.
Качество миниатюр просто великолепное, хотя повозиться при сборке вам придётся: танки и грузовики собираются без особых усилий, а вот пехота и зенитное орудие заставит задействовать всю вашу ловкость и терпение – детали чересчур мелкие. Зато детализация выше всяких похвал – видны даже лопаты, прикреплённые к бортам бронетехники.
Базовый набор позволит вам освоиться в правилах и понять механику игры. Но для серьёзных баталий и более реалистичных сражений рекомендую пополнить свою армию подразделениями, выпускаемыми в виде отдельных коробочек – дополнений к базовой игре, информация о которых вскоре появится на ресурсе в виде сводных обзоров:
Танковые подразделения. Обзор 8 дополнений.
Автобронетехника, мотоциклы. Обзор 5 дополнений.
Авиация. Обзор 6 дополнений.